Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [10]

Поиск

Наш опрос

Бу сайтни қандай бахолайсиз?
Всего ответов: 147

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 20.02.2018, 12:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Жадидлар харакати
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

О некоторых теоретико-методологических аспектах исследования истории среднеазиатского джадидизма
Преобразовательные процессы, охватившие бывшие советские республики Центральной Азии после обретения ими подлинной национальной независимости и политического суверенитета, привели к значительным изменениям в интеллектуальной сфере, обращению к истинно национальным истокам, активному изучению истории их народов. Правдивую историю рассматриваемого региона невозможно представить без объективного исследования вопросов джадидизма, оказавшее большое влияние на рост национального самосознания народов Бухары и Туркестана в конце XIX – начале ХХ вв.

Общественно-политическое, национально-патриотическое и демократи-ческое движение джадидов, по своей исторической значимости весьма прогрессивное явление для среднеазиатских народов, охватывало, главным образом – Бухару, Самарканд, Худжанд, Ташкент, Фергану, Коканд, Хиву, Андижан и другие крупные города. Основатели и активные участники среднеазиатского джадидизма – Махмудходжа Бехбуди (1875-1934), Мунаввар Кори Абдурашидханов (1878-1931), Садриддин Айни (1878-1954), Абдурауф Фитрат (1886-1938), Абдулвохид Мунзим (1875-1934), Сиддикии Аджзи (1864-1927), Ахмаджон Хамди (1875-1937), Мукаммил Бурханов (репрессирован в 1937г.), Мирзо Сиродж Хаким (1877-1914), Абдукодир Мухиддинов (1892-1934), Абдукодир Шакури (1875-1943), Абдулло Авлони (1878-1934), Саидахмад Васли (1869-1925), Файзулло Ходжаев (1896-1938), Хомидходжа Мехри (убит в 1918г.), Кори Юлдош Пулотов (1890-1965) и многие другие, составившие костяк местной национальной интеллигенции, целиком и полностью отдавали свой жизненный опыт делу налаживания образования, внесли огромный вклад росту национального самосознания и духовного пробуждения народов Средней Азии.

В последние годы почти во всех среднеазиатских республиках, не только учёные-обществоведы – историки, филологи и философы, но и широкий круг читателей с большим интересом обращают внимания на деятельность джадидов. В настоящее время учёные достигли больших успехов в изучении джадидизма. Среди работ этого периода рассматриваемая проблема особо затрагивается в исследованиях историков – Д.А.Алимовой, Н.Б.Хотамова; филологов – М.Шукурова, М.Раджаби, Б.Касымова; философов – Г.А.Ашурова, Б.Х.Эрагашева; правоведа Дж. Ташкулова, исскуствоведа Д.Рашиди и др. Однако, как нам кажется, широко распространённая альтернативность мнений выявляет порою необоснованность некоторых суждений, построенных лишь на эмоциях, без привлечения широкого круга архивных и литературных данных. Концепция и методология нового мышления поставят перед учёными необходимость выработать новые методологические подходы ко многим аспектам истории среднеазиатского джадидизма. И этот процесс требует большого труда, максимальной объективности и непредвзятости. В настоящем докладе попытаемся поставить ряд общих и конкретных теоретико-методологических вопросов, без решения которых дальнейшее исследование среднеазиатского джадидизма будет не плодотворным:

1. Проблему периодизации истории джадидизма следует отнести к разряду сложных научных проблем. У отдельных исследователей имеется попытка периодизации истории джадидского движения в Средней Азии, установленными авторитетными учеными Таджикистана и Узбекистана (З.Ш.Раджабов, М.Г.Вахабов, И.Шарипов, Х.Вахидов и др.), ещё в советское время. Имеющиеся точки зрения, хотя интересны, но не во всех аспектах отвечают современному уровню требований, предъявляемых к этой теоретической проблеме. Хронологические рамки, установленные раннее, нуждаются в уточнении. При периодизации истории джадидизма необходимо учитывать относительную самостоятельность самого движения, а с другой то, что различные её компоненты – социально-политические, культурные, религиозные и другие идеи имеют специфические особенности и относительную самостоятельность по отношению друг к другу.

В своеобразных формах проявлялся джадидизм в Туркестанском крае и Бухарском эмирате, хотя бухарские джадиды, по существу, придерживались тех же взглядов, что и туркестанские прогрессисты. Тогда как джадидизм Туркестана основывался на идеях Исмаила Гаспринского (1851-1914), бухарские джадиды имели предтечу в лице лучшего представителя оппозиционной идеологии эмирата Ахмада Дониша (1827-1897). Джадиды Туркестана ещё в начале 90-х гг. XIX века имели возможность открывать новометодные школы, а в Бухаре первая джадидская школа была открыта в 1908 году. Джадидизм получил в Туркестане и в Бухаре различное организационное оформление, определившее пути политического развития, т.е. не было единства в программных целях между туркестанской и бухарской джадидскими организациями. В то же время надо учитывать то, что джадидизм как общественно-исторический процесс прошел стадии возникновения, становления и дальнейшего развития. Для решения проблемы периодизации истории джадидизма большое значение имеет труды С.Айни, в особенности, его «Таърихи инкилоби Бухоро» («История Бухарской революции»), написанной автором в 1918-1919 гг. на таджикском языке.


2. Многие исследователи истории джадидизма на одних и тех же материалах делают противоположные заключения о судьбах народов Бухарского эмирата и Туркестанского края. Почему то, одни и те же лидеры борются за национальный суверенитет таджиков (мнение учёных Таджикистана) и узбеков (мнение учёных Узбекистана). Хотя ни где и не один из лидеров джадидов Бухары и Туркестана не разделял население этих регионов на таджиков и узбеков. Термины «бухорои» и «бухороиён», «туркистони» и «туркистониён» употребляются без их национального определения.

3. Джадидоведы не обращают должного внимания к фактору исламского мировоззрения начало ХХ века. Как и в других странах ислама, так и в Бухаре джадиды через ислам и положений Корана и Хадисов хотели реформировать общество. Например, Абдурауф Фитрат, как главный идеолог бухарских джадидов, назвал своё сочинение «Рахбари наджот» («Путеводитель спасения»), имея ввиду «Коран». В мусульманском мире реформаторское движение джадидов, было направлено на то, чтобы через модернизацию ислама дать обновленной вере предков возможность приспособиться к современной «технической» цивилизации, сохранять его в качестве основы культуры и общества. Почему то и в Таджикистане и в Узбекистане опасаются исследовать эту тему в такой установке. Необходимо отметить, что в этом аспекте джадидоведы Татарстана преуспели во многом.

4. В новом освещении сегодня нуждается вопрос об отношении джадидов к колониальной политике царской России в Средней Азии. Джадиды в условиях, когда среднеазиатский регион превратился в колонию царской России, по разному относились этому режиму. Часть из них в нём видели только унижение национального и религиозного чувства своего народа, поэтому они покинули пределы Средней Азии и переселились в мусульманские страны Востока. Другая группа джадидов, также были противниками колониальной политики царизма в Средней Азии, но они с целью свержения такого режима участвовали в национально-освободительных движениях. Третья группа джадидов, также не поддерживали колониальную политику царизма в Средней Азии, но они, ориентируясь на передовую экономику, науку и культуру России, рассчитывали существенно изменить бедственное положение своего народа и отсталость своей Родины.

5. Одним из основных вопросов, которого поднимали джадиды ради просвещения и прогресса народов Бухары и Туркестана, на ряду многочисленных религиозно-реформаторских и культурно-просветительских идей была идея раскрепощения женщин. Хотя эта проблема была поднята уже во второй половине XIX века предшественниками джадидов – просветителями, то она в новых исторических условиях получает дальнейшее развитие. Несмотря на все попытки реакционных сил отстоять законы и обычаи, закрепляющие бесправие женщин, борьба прогрессивной интеллигенции Средней Азии в лице джадидов за её раскрепощение продолжалось.

Бехбуди, выдвигая идею о необходимости просвещения женщин, писал, что «женщина – это личность, которой обязано человеческое общество. Женщина родила и воспитала мудрецов, выдающихся личностей. Те люди, которые растаптывают честь и достоинство женщин, отрицают их талант и способности, выступают против предоставления им свободы, обучения их, своим существованием обязаны последним. Женщина должна быть самым уважаемым человеком. Ей должна быть предоставлена свобода, возможность получить образование, пользоваться материальными и духовными благами. Шариат не запрещает получение образования женщинам, а наоборот, предписывает».

Идея раскрепощения женщин, протест джадидов против её отверженности от общественной и интеллектуальной жизни приобретал огромный социально-политический смысл. Разумеется, не все джадиды в одинаковой мере поднимали проблему о свободе и равноправии женщин. Круг вопросов и характер их решения у них был различен, что обусловливалось конкретными условиями жизни и деятельности каждого из них. Но всем джадидам было присуще глубокое сочувствие к горькой доле женщины-мусульманки и протест против норм, унижающих её человеческоё достоинство. Джадиды в начале ХХ века внесли немалый вклад в привлечении женщины к общественной жизни и её просвещении. Поэтому, исследователи джадидизма, также должны обратить особое внимание к вопросу о роли джадидов в раскрепощении женщин Средней Азии.

6. Работы джадидов в области истории занимают важное место в их творчестве, поэтому изучение большого исторического наследия джадидов, особенно трудов С.Айни, А.Фитрата, М.Бехбуди, Ф.Ходжаева, даёт более полное представление об историческом мировоззрении этих среднеазиатских интеллектуалов начала ХХ века. С целью яснее увидеть историческое мировоззрение джадидов, попытаемся совершить краткий историографический анализ только публикаций корифея бухарского джадидизма Абдурауфа Фитрата.

Исторические работы Фитрата составляют немалое количество публикаций, требующих специального и детального изучения. Но достаточно назвать такие труды, как «Абу Муслим», «Чингисхан», «Улугбек», «Абул- файзхан», «Восстание Восе», «Период правления эмир Алимхана», чтобы понять, что интересы к истории своего края у Фитрата были многосторонни и обширны. Следует обратить внимание, что эти работы были на определенной методологии. Углубление в историю Средней Азии, изучение как периодов его расцвета, так и застоя в развитии, было важным подспорьем в его практической, просветительской деятельности. Исторические произведения Фитрата представляют собой иллюстрацию мыслей и мировоззрения их автора, в них даются ценные сведения, интересные для историков и исследователей истории и культуры среднеазиатских народов.

Для выяснения исторического мировоззрения Фитрата необходимо изучать в комплексе его произведения, посвященных различным актуальным направлениям общественно-политической жизни народов Средней Азии и рассматривать только труды по истории в этом ракурсе было бы недостаточно.

В этом отношении особенно привлекательны произведения А.Фитрата «Спор», «Рассказы индийского путешественника», «Путеводитель спасения», написанные на таджикском языке и являющиеся ценнейшими источниками изучения истории джадидизма. Следует особо отметить последнюю работу, изданную в 1915г. в Петрограде. Автор произвел в ней историографический анализ всех наук, в том числе и исторической, назвав её наукой поучительной и поучающей. Он делил историю на две части: священную историю и историю общества. Первая является историей религии и исследует жития святых, пророка, объясняющая их поведение и действия. Вторая, т.е. история общества, по Фитрату, изучает возникновение мира, формирование и развитие наций и государств, социальное устройство народов, их политический статус. Историю общества, в свою очередь, Фитрат делил на три части: история науки и литературы, естественная история, политическая история.

Как было отмечено выше, проблема реформирования ислама стояла во главе угла деятельности джадидов, которые пытались прогрессивной ролью ислама объяснить необходимость реформирования образования, экономики, культуры и вообще всех сфер жизни общества. Истории ислама Фитрат посвящает свой специальный труд «Краткую историю ислама», вышедший в свет в 1915 году в Самарканде на таджикском языке. В этой книге, охватывающей исторические события с 500 г. по 1465 г., описываются важнейшие этапы возникновения и распространения ислама, анализируются основные вопросы его истории. Это сочинение знакомит читателя, прежде всего с событиями в Арабском халифате при Омейядах и Аббасидах. Хотя в книге описывается прошлое, Фитрат обращает свой взор и в современность, и в будущее. Выступая против неправильной трактовки ислама и его учения, автор призывает народ стать на правильный путь, придерживаясь высокой нравственности и морали.

Изучение большого исторического наследия джадидов дает более полное представление об их историческом мировоззрении. По трудам многих представителей среднеазиатского джадидизма, обращенным к современности, можно вполне представить историческую картину политического, социального и традиционно-бытового положения Средней Азии первых десятилетий ХХ века. Поэтому особого внимания исследователей джадидизма заслуживает проблема исторического мировоззрения джадидов.

7. Как было отмечено, особенностью трудов джадидов заключалась в историческом освещении текущих злободневных процессов как материального, так и морального состояния общества, выявления социально-экономических тенденций эпохи. Именно для этой цели они обращали свой взор к событиям далёкой истории. Стремление джадидов к историческому прошлому происходит от желания возвращения к духовному первоисточнику, чтобы новый период истории коренных народов региона основался на твёрдой почве нравственности и духовности.

В последнее время, в суждениях некоторых исследователях джадидизма проскальзывается мысль о том, что это движение возник на почве исторической истины эпохи Тимуридов и что оно было явлением неизбежным с национальной тюркской чертой духа и самопознания. Безусловно, многие среднеазиатские джадиды, особенно представители туркестанского джадидизма, свой исторический идеал видели в эпохе Тимуридов, их привлекал период правления Мирзо Улугбека. Также на формирование их воззрений оказал влияние выдающийся поэт и мыслитель этой эпохи Алишер Навои, творения которого проникнутые идеями гуманизма, были источником их вдохновения и творческой школой. Но, необходимо подчеркнуть, что большинства представителей джадидского движения в Бухарском эмирате привлекала эпоха Саманидов, как период развития таджикской науки, культуры и литературы. Но причина такого внимания не одна. На наш взгляд:

– Фитрат, Аджзи, Айни и другие представили эпоху Саманидов эталоном развитого государства, создавшего предпосылки и условия национальному ренессансу и они тщательно исследовали все грани этого исторического расцвета таджикской государственности;

– Джадиды старались раскрыть недостатки своего времени через призму исламского самосознания. Именно поэтому Саманидская эпоха привлекала их внимание как период развитого исламского государства, суверенного, независимого, устроенного по законам ислама, существовавшего на территории Бухары и Туркестана и джадиды противопоставляли её отсталому, неуправляемому, нецивилизованному мусульманскому правительству эпохи Мангитов;

– Путём сопоставления и противопоставления джадиды обнаружили противоречие между эпохой Саманидов и Мангитов, хотя и первое и второе правление приходится на феодальный строй. Противоречие заключалось в отсутствии традиции просвещенности в правлении Мангитов, что достигала своего расцвета в период правления династии Саманидов и в особенности, одного из самых выдающихся её представителей Исмаила Сомони;

– Джадиды, особенно Фитрат, подчеркивали социальную свободу и независимость личности в эпоху Саманидов, мотив которой воспевался и Фирдоуси, Ибн Сино и другими представителями научной и литературной мысли эпохи Саманидов. По справедливому мнению джадидов, изучение их трудов, продвинет прогрессивное развитие края, поднимет национальное самосознание народа. Так, как в IX-X вв. в период правления Саманидов проблема самосознания и стремление к независимости была из основных вопросов, в начале ХХ века джадиды доказывали необходимость нового национального возрождения и его неизбежности.

8. Не претендуя на решение всех проблем, связанных с исследованием истории среднеазиатского джадидизма, в заключении хочется отметить следующее:

1) Исследование истории среднеазиатского джадидизма должно осуществляться в двух направлениях. Во-первых, в плане анализа джадидизма как общественно-политического и культурно-просветительского движения в целом. Такой путь позволить решить общие, теоретико-методологические вопросы джадидизма, особенности его становления в Средней Азии. Во-вторых, не менее плодотворным путём является исследование деятельности и наследия каждого джадида в отдельности, что позволит выявить его творческую индивидуальность, т.е. что отличает одного джадида от другого и что объединяет их как джадидов и т.д. В настоящее время необходимо широким фронтом развернуть исследования в обоих направлениях.

2) Стремление по-новому осмыслить ранее исследованный материал, на новом теоретическом уровне подойти к осмыслению трудов даже тех джадидов, которые считаются более или менее изученными, с точки зрения науки является закономерным и естественным процессом. Источниковедческая база истории джадидизма до сих пор находится в неудовлетворительном состоянии. Хотя наиболее значительные труды джадидов с начала 90-х годов прошлого века были переизданы, произведения многих джадидов, изданные малым тиражом ещё в начале прошлого столетия, в последующем не переиздавались, что делает эти произведения для современного исследователя практически недоступными.

Категория: Мои статьи | Добавил: jadid (01.08.2007) | Автор: Гафаров Н.У. (Таджткистан) W
Просмотров: 7415 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 2
2  
Забавно читать :)

1  
спасибо за интересный блог

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018