Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [10]

Поиск

Наш опрос

Бу сайтни қандай бахолайсиз?
Всего ответов: 147

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.10.2018, 00:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Жадидлар харакати
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Исмаил бей Гаспринский

Этот человек незаурядного ума, новаторского мышления и неуёмной энергии в конце XIX – начале XX столетия стал знаменем обновления тюрко-татарского мира. Сегодня его имя – символ национального здравомыслия, гражданского бесстрашия и истинной верности своему народу. Но вместе с тем Исмаил бей Гаспринский – камень преткновения для некоторых нынешних националистов. И это вполне объяснимо…


Первые успехи просветителя

Во всём тюрко-татарском мире Исмаил Гаспринский — одна из самых известных фигур. Чем же прославился этот человек? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его родословной, проследим этапы развития личности этого неординарного человека.
Дед Гаспринского Али Гаспринский имел государственный чин коллежского регистратора, то есть служил чиновником XIV класса. Его семья владела небольшими земельными участками близ Ялты. Отец Исмаила Мустафа Гаспринский состоял на военной службе. В 1839 году его назначили переводчиком с татарского языка, а через год он стал исполнять обязанности переводчика восточных языков при генерал-адъютанте М.С.Воронцове. За доблестную службу и боевые заслуги он получал очередные звания и в отставку в 1853 году вышел в чине поручика. Зная, что военная выслуга и офицерский чин дают определённые льготы, он возбудил дело о соискании потомственного дворянства. Гаспринские стали дворянами.
Прославивший род Гаспринских Исмаил родился 8 марта 1851 года в крымской деревне Авджыкой от второй жены Мустафы Гаспринского Фатимы Султан. Когда мальчик подрос, его воспитанием занялась мать, только потом его отдали в мусульманский мектеб. Затем стараниями отца, который решил дать сыну светское образование, Исмаил попадает в Симферопольскую казённую мужскую гимназию, где находится около двух лет. Но строгому родителю нравы этого заведения показались слишком либеральными и он решает сделать из сына настоящего мужчину, отправив его в Воронежское военное училище. Но и там Исмаил задерживается ненадолго и следующим пунктом его карьеры становится 2-ая Московская военная гимназия. Здесь он пробыл целых три года. В эти годы Исмаил живёт и воспитывается в семье редактора "Московских новостей" и "Русского вестника", известного русского славянофила М.Н.Каткова. В его доме он знакомиться с И.С.Тургеневым, здесь у него проявляется тяга к просветительству, здесь он получает первые журналистские навыки. Но постепенно дух шовинизма, присущий Каткову, отвращает от него юношу. Гаспринский порывает с воспитателем и одновременно, не закончив полного курса, бросает учёбу, решив бесповоротно покончить с военной карьерой, чтобы заняться более важным делом — служением родному татарскому народу. Но как это сделать?..
Именно в это время на острове Крит разгорается восстание греков против Османской империи. Вчерашний курсант вместе со своим однокашником, литовским татарином Мустафой Давидовичем отправляется в Одессу, чтобы на пароходе отплыть в Турцию. Молодые вояки собираются участвовать в боевых действиях на стороне Стамбула. Но на полдороги их останавливает полиция: у молодых людей нет заграничных паспортов. Делать нечего, Исмаил возвращается к себе домой в Крым. В Симферопольской казённой мужской гимназии юноша проходит специальное испытание и 1 мая 1870 года удостаивается звания учителя русского языка городских начальных учебных заведений. 19-летний учитель засучив рукава приступает к работе. Казалось бы, он нашёл то, что искал. Но вскоре Исмаила уже влекут более широкие горизонты, ему становится тесно в Крыму, он грезит дальними странами, а себя видит участником больших и знаменательных событий. В 1871 году юноша отправляется в Париж. Полный идей и наполеоновских планов, лишь в столице Франции он замечает, что остался без гроша в кармане.
На помощь приходит русская община Парижа. Гаспринского устраивают переводчиком в агентство "Ашет", которое занималось рекламой на восточных языках. Существуют сведения, что в годы жизни в Париже Гаспринский активно интересовался культурной и общественной жизнью Франции и посещал лекции в Сорбонне. Также популярна версия о том, что в Париже он работал личным секретарём И.С Тургенева, с которым познакомился ещё в Москве. В 1874 году Исмаил бей покидает Францию и через Алжир, Тунис, Египет и Грецию едет в Стамбул.
В Турции Гаспринский занимается совершенствованием своего турецкого языка, изучает культуру родственного народа, интересуется турецкой историей и системой народного образования. В Стамбуле он останавливается у своего дяди Сулеймана, пытается поступить в турецкий военный колледж, но "благодаря" стараниям русского посла графа Игнатьева эту мечту воплотить в жизнь не удаётся. Тем не менее молодой человек не отчаивается и в 1876 году возвращается в Крым. Он устраивается преподавателем в одно из местных учебных заведений, однако спокойный труд учителя всё-таки скоро приедается. И что же? Гаспринский активно участвует в выборах в местные органы самоуправления и в марте 1878 года становится гласным Бахчисарайской городской думы, в конце ноября — заместителем городского головы и, наконец, 5 марта 1879 года губернатор А.А.Кавелин утверждает И.Гаспринского в должности городского головы. Неплохая карьера для начинающего политика! Вспыхивает счастливая звезда Гаспринского.
Новый голова Бахчисарая разворачивает бурную деятельность. За пять лет пребывания во власти ему удаётся добиться многого. При нём в Бахчисарае зажглись первые фонари, открылась больница для простого народа, бюджет города увеличился в три раза! На посту головы Бахчисарая Гаспринский остаётся до 5 марта 1884 года. Его всё же больше манит деятельность культурно-просветительского характера, чем должность крупного чиновника. Ему приходит в голову идея выпускать собственную газету, и, несмотря на трудности, он воплощает эту идею в жизнь. В 1883 году в Бахчисарае под его редакторством начинает выходить газета "Тарджеман" ("Переводчик"), которая вскоре становится культурным знаменем всего тюркского мира России. Начинается этап блистательной просветительской деятельности И.Гаспринского.

Двигатель прогресса — любовь

Известно, что Исмаил бей был женат дважды, но чаще упоминают о его втором браке, а первая жена остаётся в тени. Историю первой женитьбы Гаспринского можно воссоздать по рассказу его правнучки Тамары Абдуллаевны Каталаевой.
События разворачиваются в 70-80-е годы. Вернувшись после долгих скитаний на родину, Исмаил бей начинает учительствовать. В один прекрасный день судьба сталкивает его с Моллой Асаном. Этот человек в то время владел гостиницей и садом в Ялте. Юноша узнаёт, что у него растёт очаровательная дочь 14-ти лет, которую за необыкновенную красоту прозвали "Самур" ("Соболь"). Вскоре Исмаил бей, ничуть не сомневаясь в успехе, просит её руки. Видимо, опешив от такой напористости жениха, Молла Асан сдаётся без боя. Начинается семейная жизнь, которая поначалу была вполне безоблачной и безмятежной.
Однако как человека деятельного и активного Исмаила всё меньше и меньше устраивает такая семейная идиллия. Он загорается идеей издавать ту самую газету "Тарджеман", о которой сказано выше, и начинает чуть ли не бредить этой мыслью, заражает новым проектом тестя Моллу Асана, а тот, будучи человеком просвещённым, с радостью соглашается помочь своему зятю. Но он ещё не знает, во что обойдётся ему это согласие. Сначала Молла Асан дал Гаспринскому две тысячи рублей, потом ещё тысячу. Через некоторое время продал сад, дом, а сам переселился в гостиницу. Деньги были потрачены на приобретение оборудования для типографии, печатание первой брошюры Гаспринского "Русское мусульманство". Но требовались всё новые и новые вложения. Исмаил бей просит жену уговорить отца заложить ещё и гостиницу. Это предложение зятя стало последней каплей, которая переполнила чашу его терпения: "Я отдал ему всё, что у меня было! — кричал он. — Гостиница — это мой дом. Твой муж хочет выгнать меня на улицу, сделать нищим!" После этого скандала Самур в Бахчисарай не вернулась…
Совсем другой была история любви Гаспринского и Зухры Акчуриной — дочери известного симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина. Зухра родилась в Симбирской губернии, жила и воспитывалась в дворянском имении, которое купил её отец вместе с суконной мануфактурой. После смерти матери 20-летняя девушка впала в меланхолию, жизнь перестала её радовать. Отец посылает дочь в сопровождении дяди Ибрагима на курорт в Ялту подлечить нервы и развеяться. Обстоятельства складываются так, что в Крыму Зухра встречается с Гаспринским. Она заочно знает Исмаила бея по его публикациям. Мало того, выясняется, что Ибрагим и Исмаил знакомы: они учились в одном и том же военном училище. Гаспринскому сразу понравилась Зухра, поскольку она была не только хороша собой, но и прекрасно разбиралась во многих науках, была очень начитана и знала несколько языков. Как только между молодыми людьми загорается искра симпатии, депрессия Зухры исчезает бесследно.
В этом же 1882 году Гаспринский, не откладывая дела в долгий ящик, отправляется на Макарьевскую ярмарку в Нижегородской губернии, чтобы познакомиться с отцом Зухры. Через посредничество Ибрагима он просит руки его дочери. Асфандияр в резкой форме отказывает Исмаилу. Не в его интересах отдавать дочь за человека хоть и из благородного, но обедневшего дворянского рода (к тому же есть сведения, что он был знаком с первым тестем Гаспринского Моллой Асаном и не захотел связываться с таким "разорительным" зятем).
Отказ не охладил Исмаила и он отправляется в симбирское село Коромысловка, где в то время находилась Зухра. При свидетелях с обеих сторон они заключают договор о браке — так называемый "алдым-бирдем" ("взял-отдал"). Новоиспечённый жених показывает эту бумагу Асфандияру, но тот приходит в бешенство и прогоняет Исмаила. В этот момент Зухра, выбежав на балкон, кричит: "Я твоя! Я навеки буду твоей!".
Гаспринский не отчаивается и едет в Уфу к муфтию Салимгараю Тефкилеву. Муфтий подтверждает законность документа. Не мытьём, так катанием Гаспринский заполучает Зухру. Правда, Асфандияр напоследок требует большой калым — 2 тысячи рублей. Исмаил уплачивает эту сумму векселем.
Зухра загорается идеей мужа выпускать газету. Она продаёт все свои драгоценности и вкладывает выручку в дело. Молодые люди полны энергии и немедленно приступают к работе. Они вручную крутят маховик допотопного типографского станка, складывают и сортируют газеты, рассылают их по адресатам. Они всё делают сами, без посторонней помощи. При редактировании Зухра незаметно от мужа правит текст, стараясь сделать его более понятным своим соплеменникам — казанским татарам в Поволжье. Так начинался "Тарджеман".
Неоценима роль Зухры Акчуриной в издании этой газеты. Если бы в первые пять-шесть лет она не взяла нагрузку по изданию газеты на себя с мужем, то газета разорилась бы, так как тогда они не имели возможности нанимать помощников. Как пишет татарский учёный Риза Фахретдинов в книге "Машхур хатыннар" ("Видные женщины"), Зухра ханум поддерживала мужа в самые трудные минуты. Когда он отчаивался, она призывала его к терпению, приводила примеры из истории, успокаивала тем, что Аллах обязательно им поможет в таком богоугодном деле. При всём том она абсолютно не думала о себе, не любила тратить денег на украшения и дорогие платья, считая это излишеством. Так же серьёзно она относилась и к своим с Гаспринским детям.
Человечность этой супружеской пары не знала границ. Позже, когда газета "раскрутится" и получит заслуженную славу, на пороге их дома объявится отец Зухры Асфандияр Акчурин. Полностью разорившийся фабрикант попросит помощи у ещё недавно нелюбимого зятя. Молодые люди с радостью примут старика и окажут ему поддержку.
В 1893 году в Бахчисарае с большим размахом проводился 10-летний юбилей газеты. Кроме гостей из разных регионов России там присутствовали официальные лица из Турции, Ирана. Специальные представители шахиншаха Ирана и Бухарского эмира торжественно вручили Гаспринскому ордена своих стран. Получает подарки и Зухра Акчурина. Крымчане дарят ей дорогую брошь, а гости из Казани награждают её неофициальным титулом "миллэт анасы" ("мать нации")…
Зухре Акчуриной не суждено было дожить до 20-летия газеты. Она скончалась 13 апреля 1903 года в возрасте 41 года от тифа.
Гаспринский пережил свою жену на 11 лет и умер от туберкулёза 11 сентября 1914 года в возрасте 63 лет. В советский период его могила была снесена и лишь в марте 1999 года крымские татары восстановили надгробный камень над последним пристанищем великого просветителя.

На пути к просвещению тюркских народов России


Газета "Тарджеман" ("Переводчик") была главным детищем И.Гаспринского, самим смыслом его жизни. Если первые номера еженедельника выходили тиражом всего в 320 экземпляров, то в последующие годы он вырос до 12-20 тысяч. Газету, освещавшую проблемы культуры и образования, с нетерпением ждали во всех уголках необъятной Российской империи. Мало того — её получали в Туркестане, Румынии, Китае, Иране, Египте, Болгарии и других странах.
Если поначалу "Тарджеман" за отсутствием конкурентов считался безусловным лидером в тюркском мире России, то с ростом числа татарских изданий после революции 1905 года ореол бесспорного фаворита постепенно начал рассеиваться. Раздаются первые критические выступления в прессе. Например, татарский поэт Габдулла Тукай, известный своим острым, беспощадным языком, упрекает газету и лично Исмаила Гаспринского в том, что он не оправдал надежд тюрко-татарской нации, что "Тарджеман" не отвечает требованиям времени, не выступает за национальные интересы татар. Тукай полагал, что от турецких газет гораздо больше толку, поскольку они, по его мнению, намного острее и свободнее. Этим самым Тукай подметил чрезмерную лояльность Исмаила Гаспринского к властям, расцененную им как осторожность и слабоволие.
Интересно, что обвинения раздаются и с противоположной стороны: сторонники русской государственности и монархисты навешивают на Гаспринского ярлык пантюркиста. Если бы тогда в хор голосов влились бы и большевики, то они наверняка назвали бы И.Гаспринского интернационалистом...
Неоценима роль Исмаила Гаспринского в области образования и просвещения. Он является основателем нового звукового метода преподавания языка — "Усуль ал-джадид" (от арабского слова "джадид" — новый) — новометодной (джадитской) программы, благодаря которой скорость усвоения материала увеличивалась во много раз.
Джадидизм как общественно-политическое движение сформировалось в конце XIX века прежде всего как попытка реформирования начальной школы. Это направление стало альтернативой для господствовавшего долгое время в системе мусульманского образования "Усуль ал-кадим" (старого метода). Методы различались, в первую очередь, формой подачи одного и того же материала. Кадимисты применяли систему слогового преподавания, когда буквы сливались в слоги, а из слогов потом составлялись слова. Сторонники нового метода — джадидисты применяли так называемый "звуковой метод", когда каждой букве алфавита соответствовал определённый звук. В январе 1884 года И.Гаспринский открыл первое джадитское учебное заведение в Крыму. Курс обучения был рассчитан на два года. В мектебе принимались дети 7-летнего возраста. Преподавать в школе по своему учебнику "Ходжа-и субьян" ("Учитель малолетних") стал сам Гаспринский. Именно с этого события началась история распространения джадидизма в России. К 1895 году в Бахчисарае существовало уже семь подобных заведений. Эта методика быстро распространилась по всему тюрко-татарскому миру и, прежде всего, в Поволжье и на Урале. Только в Поволжском регионе в 1913 году было зарегистрировано 694 новометодных учебных заведения. Подобные школы открывались не только в России, но и в других странах.

Гаспринский и кадимисты


В 1882 году, будучи в Казани, Гаспринский организовал литературный вечер для татар. С большим трудом было получено разрешение, был снят зал в лучшей гостинице в центре города, были розданы заранее подготовленные приглашения. К назначенному времени пришли… всего три человека — Аллаяр бек Зюльгадаров с Кавказа да золотопромышленники братья Шакир и Закир Рамеевы из Оренбурга, которые остановились в той же гостинице...
Татарский историк Джамал Валиди в книге "Очерк истории образованности и литературы татар" упоминает, что "Гаспринский в Казани нашёл только одного человека, который одобрил и поощрил его план издания газеты: этот единственный человек был — Марджани". Таким образом, выясняется, что Исмаил бей встречался в Казани с великим татарским учёным-богословом Шихабутдином Марджани. Одобрение будущего издания "Тарджемана" такой авторитетной личностью, как Марджани, конечно же, окрылило молодого человека...
Когда новый метод семимильными шагами стал шагать по Поволжскому региону, в бой вступила "тяжёлая артиллерия" — кадимисты. Эти люди взяли на себя роль "санитаров татарского общества", опьянённого и ослеплённого светом, бьющим из Крыма. Так, в 1899 году в Казани тиражом в 2400 экземпляров вышла характерная для идеологии кадимизма книга муллы Гилязутдина Мухетдинова "Ан-нусуль хадида фи хилаф ал-усуль ал-джадида" ("Стальные пики против нового метода"). Как видно из названия книги, автор с полной серьёзностью подошёл к названию книги, подобрав слову "усуль джадида" ("новый метод") созвучное "нусуль хадида" ("стальные пики"). В книге был брошен открытый вызов Гаспринскому и возглавляемому им движению джадидистов.
Несмотря на нападки, Гаспринский не вступил в конфронтацию, а попытался наладить диалог со своими оппонентами. В своей книге "Рахаб муаллимин яки муаллимлэре юлдаш" ("Страхи учителей, или спутник преподавателям") он подчеркнул, что не разрушает основ мусульманского образования, а лишь пытается улучшить его.
Справедливости ради надо отметить, что реформирование по Гаспринскому предполагало в том числе и исключение из программы чисто религиозных дисциплин. Понятно, что подобное не могло не задеть за живое кадимистов, сторонников традиционного образования. Они не понимали, как можно сокращать классические религиозные дисциплины, — ведь, по их мнению, на них держалась вся остальная наука: убери фундамент — и рухнет всё здание.
История сохранила курьёзный случай, который приключился в молодости с известным татарским журналистом и писателем, будущим редактором газеты "Вакыт" ("Время") Фатыхом Карими. Когда в 1893 году начала выходить газета "Тарджеман", Фатых, конечно же, стал её постоянным читателем. Однажды его отец Гильман ахунд увидел в руках сына эту газету и очень рассердился. По его мнению, эта газета была для ислама врагом №1. Поначалу он решил хорошенько проучить сына, но потом понял, что проблема этим не решится. В воспалённом злобой мозгу Гильман ахунда родилась идея... убить редактора газеты Исмаила Гаспринского. Да, да, не больше и не меньше. Через некоторое время, не сказав никому ни слова, он выезжает в Бахчисарай. Но прежде чем привести свой приговор в исполнение, Гильман ахунд решил встретиться с Гаспринским, чтобы поговорить с ним и убедить того отказаться от издания "вредоносной" газеты. "Если он меня не поймёт и будет продолжать своё дело, тогда я исполню своё намерение", — решил про себя татарский мулла.
Гаспринский с большим почтением принял гостя. Гильман ахунд начал задавать вопросы, которые его волновали больше всего. Гаспринский внимательно слушал его и делал какие-то записи в свою тетрадь. Гильман Карими также с большим вниманием выслушал доводы Исмаила Гаспринского. Беседа длилась несколько часов. В конце концов, мулла сказал: "Я всё понял. Вы ставите перед собой цель убедить всех, что только посредством просвещения и изучения наук можно поднять уровень народа на должную высоту. Эта идея великая и очень нужная и против неё выступать никак нельзя. Я полностью поддерживаю вашу идею и готов к ней присоединиться"...
Лишь под конец своей жизни, а особенно после смерти Гаспринский стал невероятно популярен в Поволжье. В те годы в Казани даже выпускали мыло и канцелярские чернила с портретом Исмаила бея на упаковке. Вот это уже точно говорило о настоящем признании, потому что никто не стал бы украшать товар изображением непопулярного человека. После смерти Гаспринского в 1914 году не осталось практически ни одной татарской газеты или журнала, которые не дали бы некролог на смерть великого просветителя. Известные татарские общественные и религиозные деятели искренне скорбели по поводу кончины Гаспринского и не стеснялись своих чувств. Например, татарский учёный-богослов Муса Бигиев был так огорчён смертью Гаспринского, что написал в своей книге "Мулахазат" ("Замечания"): "Я не раздумывая отдал бы жизнь свою и лёг бы в могилу, если бы это воскресило уважаемого нашего Учителя и помогло бы ему ещё лет 15-20 послужить нации".

Последние годы жизни просветителя — несостоявшийся Нобелевский лауреат

В 1905 году Исмаил бей Гаспринский избирается председателем 1-го съезда мусульман России, а в 1911-м в Центральный комитет турецкой партии "Согласие и прогресс". Он много путешествует по различным странам мира, пропагандирует свой новый метод, в 1907-1908 годах несколько раз посещает Египет с целью организации там международного мусульманского конгресса, в 1911-м — Индию, где изучает состояние школьного образования, даёт показательные уроки по своему новому методу.
Помимо вопросов просвещения, И.Гаспринского волнуют проблемы мусульман в Российской империи. Этим вопросам он посвятил две свои книги — "Русское мусульманство" (1881) и "Русско-восточное соглашение" (1896), написанные на русском языке. В этих трудах он пытается разобраться в причинах отчуждённости христиан и мусульман: "Русское господство над татарами до сих пор, насколько мне известно, выразилось только в следующем: я владею, вы платите и живёте как хотите. Это очень просто, но крайне бессодержательно... Должны ли русские и русские мусульмане жить рядом на одной земле, под одним законом как случайные спутники, соседи или между ними следует развить более близкие родственные отношения как между детьми великой семьи народов нашего обширного великого отечества?". Он отмечает, что российские мусульмане такие же полноправные подданные, как и все остальные граждане, что они хотят жить и работать вместе, что они могут принести много пользы своей родине. Исмаил бей призывает власти обратить взор к мусульманам, прислушаться к их проблемам.
В книге "Русско-восточное соглашение" Исмаил бей продолжает тему, начатую в предыдущей книге. Он отмечает, что по своему менталитету мусульмане и русские гораздо ближе друг другу, чем, например, русские и европейцы. При этом он полагает, что Западу выгодна конфронтация и состояние вражды в России между мусульманами и христианами и потому предлагает российским правителям обращать свои взоры не на Европу, а на Восток. Он считает, что дружба с Востоком может быть намного выгодней России…
Стремясь отметить просветительскую и миротворческую деятельность Гаспринского, сначала Индия, а потом Франция вносят предложение о выдвижении его кандидатуры на Нобелевскую премию мира. Многие журналы и газеты разных стран мира, в том числе и России, поддержали эту идею, но, к сожалению, её не удаётся претворить в жизнь. В советский период великий просветитель тюркского народа был обвинён в пантюркизме и панисламизме, имя его было стёрто в анналах истории. Да и сегодня не всем нравится идея восстановления доброго имени великого просветителя.



Источник: http://www.tatworld.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: jadid (01.08.2007) | Автор: Азат Ахунов
Просмотров: 13643 | Комментарии: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Доброго времени суток!
Хочу взять крепеж. Кто может что-то посоветовать?
Какая фирма делает хорошие крепеж?
Нашел вот на этом сайте: http://www.metizniki.ru/
Цены я думаю нормальные, но я в этом не спец, поэтому если видели дешевле, посоветуйте где. Где можно найти хорошее соотношение цена-качество?

1  
Молчаливый частный мастер в течении нескольких минут сделает http://www.xolodremont.ru/remont_holodilnikov_metro_biblioteka_imeni-lenina.html - хороший ремонт холодильников Библиотека имени Ленина немедленно в Москве с полисом на любые расходники.Увидеть и распечатать любые листы цен вы можете у нас на сайте.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2018