Кто же все-таки были джадиды? Из кого преимущественно состояла джадидская организация?
В основном джадиды были выразителями интересов города, в деревне же почти не было элементов, которые могли бы их поддержать. Из городского же населения прогрессивно была настроена его служилая часть (конечно, это не относится к служилым верхам - сановникам).
Большинство джадидов принадлежало к материально средне и плохо обеспеченной интеллигенции или мелкой буржуазии: студенты духовных школ, мелкие лавочники, мелкие чиновники. Были и крупные купцы, но, во-первых, их было мало, они составляли исключение, а во-вторых, они не столько сами работали в организации, сколько поддерживали ее материально, назовем из них хотя бы Мансурова и Якубова. Были даже крупные духовные лица, например, мулла Икрам*, но в основном, джадидская организация формировалась из городской мелкой буржуазии.
Укажу здесь имена и социальное положение некоторых первых ее организаторов. Вот несколько из них: Айни Садриддин - студент духовной школы, дехканин Абду Вахид Бурханов - писарь, впоследствии мелкий чиновник; Фитрат25 - студент, поэт, сын небольшого городского торговца; Усман Ходжаев26 - сын мулы и небольшого торговца; Джурабайин - дехканин из Вабкента, первый открывший у себя новометодную школу.
Рабочих и крестьян в первое время в организации почти не было. Позже, после Февральской, и особенно после Октябрьской революции, дело изменилось: революционное движение захватило дехкан и солдат; но это уже не относится к периоду джадидизма.
Об агитации в армии поговорим после, пока же, выяснив состав джадидской организации, постараемся вкратце наметить ее требования, ее платформу (настоящей программы не было) и ее тактику, чтобы иметь перед собой ясный облик джадидской организации, какой она сложилась в предвоенные и военные годы.
Этому среднегородскому и интеллигентскому составу вполне соответствовала и платформа и тактика джадидов.
Основными требованиями и задачами джадидов были: борьба с религиозным фанатизмом путем распространения новейшей религиозно-светской литературы турко-татарского издания, введение светских новометодных, европейского образца школ взамен старых, чисто религиозных, схоластических, общая перемена всей средневековой, схоластической системы народного образования на светскую, отвечающую требованиям современности, и ослабление цензурного гнета, с хотя бы частичной свободой печати, - это в области идеологии; в области же экономики и администрации джадиды требовали: снижения налогов, но это не было ясно сформулировано, а главное - их упорядочения и точной фиксации, изгнания из этой области произвола беков, которые разными путями доводили налоговое обложение до 30% и больше валового дохода дехкан, что приводило к полному народному обнищанию; в области законодательной - введения хотя бы каких-нибудь правовых гарантий, необходимых для правильного функционирования современной, уже приобретшей оттенок капиталистической цивилизации, народнохозяйственной жизни Бухары.
Здесь джадиды также до конца своей деятельности ясно не выразили того, чего хотели...
Венцом всех джадидских требований, сладкой мечтой джадидизма, его программой максимум, правда, разделявшейся только отдельными, наиболее передовыми представителями джадидов, так и не получившей признания у сколько-нибудь значительной части организации, - в последние предреволюционные годы было введение в Бухаре конституции по младотурецкому образцу.
Таким образом, мы видим, что пропаганда джадидизма в общем ориентировалась на развитие и процветание капитализма.
Уничтожить средневековую деспотию, заменить ее современным буржуазно-демократическим строем - таков был идеал младобухарцев позже, в первые дни Февральской революции.
Здесь мы присутствуем при очень частом в истории буржуазных революций явлении, когда интеллигенция является застрельщиком и проводником революционных идей, еще спящих у буржуазии.