Abdurauf Fitrat XX asr o'zbek adabiyoti, fani va madaniyatining yirik vakili, qomusiy bilimga ega olim, adabiyot nazariyachisi, o'tkir tilshunos, betakror dramaturg va shoir, jangovar publitsit , noshir va jurnalist, talantli davlat va jamoat arbobi.
Преобразовательные процессы, охватившие бывшие советские республики Центральной Азии после обретения ими подлинной национальной независимости и политического суверенитета, привели к значительным изменениям в интеллектуальной сфере, обращению к истинно национальным истокам, активному изучению истории их народов.
Gaspirali remains a towering figure not only in the history of Crimean Tatars but also in the rise of Islamic modernist movement in the Russian Empire. His early realization that all was not well with the Turkic and Islamic people living in Russia led him to undertake a program of action in the areas of education, language and social reform, and politics. He devised a new method of teaching children how to read effectively in their mother tongue and introduced curricular reforms.
Мулла Аббас отправляется в Обитель Счастья и находит там высокоразвитое общество, ни в чем не уступающее передовым европейским странам и даже много превосходящее их во всем, что касается социальных свобод, равенства, системы образования, технического прогресса, благочестия.
Этот человек незаурядного ума, новаторского мышления и неуёмной энергии в конце XIX – начале XX столетия стал знаменем обновления тюрко-татарского мира. Сегодня его имя – символ национального здравомыслия, гражданского бесстрашия и истинной верности своему народу. Но вместе с тем Исмаил бей Гаспринский – камень преткновения для некоторых нынешних националистов. И это вполне объяснимо…
XIX аср охири- ХХ асрнинг бошларида сиёсий, маданий, иқтисодий жихатдан инқироз холатига тушиб қолган мусламлака туфайли ривожланиш паст даражада бўлган ўлкада Туркистон зиёлилари чор Россиясининг мустамлакачилик зулмидан қутулиш, ўз миллий давлатчилигини тузиш, иқтисодий ва маданий тараққиётга йўл очиш, халққа зиё тарқатиш чораларини кўрди. Бу борада жадидчилик харакати катта рол ўйнади.
В последние годы тема джадидизма стала невероятно популярной или если быть точным в формулировках, стала стабильно популярной. Джадидизм как прогрессивное явление изучают не только в России, но и в Америке, Европе и Азии. Это вполне понятно – идеи всемирной демократизации, «открытого общества», всеобщего благоденствия, короче говоря, все эти ставшие уже классическими «бренды» западных либералов до сих пор имеют немало сторонников в мире.
Февральская революция для Бухары и ее общества явилась неожиданно. Вдали от крупных промышленных центров России Бухара не знала о надвигавшейся революционной буре...
Тактика джадидизма сводилась в дореволюционное время в значительной степени к культурничеству. Для революционного действия, как они считали, не было тогда объективных условий.
Однако даже легальная проповедь джадидов наталкивалась на преследование со стороны правительства, реакционной части буржуазии и духовенства, которым нередко, в тех или иных районах государства, удавалось восстановить против джадидов и более широкие массы.
Кто же все-таки были джадиды? Из кого преимущественно состояла джадидская организация?
В основном джадиды были выразителями интересов города, в деревне же почти не было элементов, которые могли бы их поддержать. Из городского же населения прогрессивно была настроена его служилая часть (конечно, это не относится к служилым верхам - сановникам).